Обо мне

вторник, 22 июня 2010 г.

Исторические концепты-грузовики...

Продолжим?)))



МАЗ-2000 "Перестройка"

Конец 80-х годов отмечен созданием прототипов новых грузовиков. Самым значительным среди них явился МАЗ-2000. Индекс показывает, что его конструкция ориентирована на 2000-й год. Этот автомобиль, названный "Перестройкой", — образец модульной компоновки. В его передней части — блок агрегатов: двигатель, коробка передач, передний ведущий мост с подвеской, рулевое управление. При желании, каждую из осей можно заменить таким блоком и создать грузовик любой длины и грузоподъемности. Минский грузовик с дизелем MAN рассчитан на перевозку 21 тонны груза со скоростью 120 км/ч. Его снаряженная масса — 12 тонн, а длина — 14,9 метра.
Нет другого автомобиля в истории белорусского автозавода, который вызывал бы такой стойкий интерес, как грузовик МАЗ-2000 "Перестройка". Он стал уже и настоящим символом свободной творческой мысли белорусских конструкторов, и символом, как многим теперь кажется, упущенных возможностей завода и страны. Что и не удивительно. Ведь этот автомобиль создавался всего лишь как "концепт-кар" для советского грузового автомобилестроения, а вышло так, что он опередил свое время по меньшей мере на 50 лет.

Впервые о МАЗе заговорили (да как заговорили!) в октябре 1988 года, после показа на Парижском автомобильном салоне. Примечательны слова корреспондента газеты "Ллойд Анверсуа": "Звездой Парижского салона, бесспорно, стала "Перестройка", прототип грузового автомобиля... Он интересен как своим, полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключенной в названии автомобиля... Во всяком случае, одна вещь очевидна: он поразил всех. Как своей конструкцией, так и смелостью поступка".Мир был буквально потрясен оригинальностью замыслов минских конструкторов, и быстро создал из машины еще один символ — символ разворачивающейся в СССР перестройки. Хотя разработчики этого "символа" сегодня утверждают, что слово "перестройка" наиболее полно отражало именно техническую суть новинки, а не политическую ситуацию и, соответственно, номенклатурную конъюнктуру того партийного времени.

"Перестройкой" это транспортное средство назвали еще и потому, что автомобиль и автопоезд могут легко "перестраиваться" под нужды грузоперевозчика — менять свою длину, мощность силовой установки, грузоподъемность и т.д. Все это стало возможным благодаря модульной системе компоновки автопоезда. Даже технически слабо подготовленный человек поймет, что МАЗ-2000 с совершенно футуристическим для конца 80-х годов дизайном сильно отличается от любого другого грузовика даже в наше время. А после разговора подготовленного человека с конструкторами, участвовавшими в разработке "Перестройки", можно сделать вывод, что далеко не все секреты этой машины известны даже в кругу специалистов. Вот что сообщили на Минском автозаводе: "Этот грузовик — переднеприводный, но без ШРУСов ("граната"). Передний ведущий мост находится между двигателем и коробкой передач. Пол в кабине совершенно ровный". И это за несколько лет до постановки на конвейер знаменитого Magnum!
Главная особенность "перестройки" состояла в том, что она представляла собой модульную конструкцию с активным приводом звеньев, которая состояла из нескольких составных частей – отдельных звеньев. В нее входили высокая и удобная по сравнению с обычными моделями кабина с ровным полом, где располагались водитель и органы управления автопоездом; грузовая платформа с несущей рамой, представляющая собой сменный кузов; тяговый модуль – место размещения силового агрегата и ведущих колес; модуль «рама» (рама с унифицированными присоединительными элементами для крепления всех модулей); транспортный модуль (подрамник с ведомыми колесами и дополнительным оборудованием) и модуль рулевого управления (поворотный шарнир, исполнительный механизм поворота и седельно-сцепное устройство, объединенные рамой).Поворачивались не сами колеса, а модуль с силовыми агрегатами и ведущими колесами.


В начале 90-х годов в США и Японию были проданы лицензии на модульную конструкцию автопоездов. Но еще нигде эта идея не воплощена в серийных автомобилях. Главное препятствие, типичное для всего нового, — сопротивление старой системы. В данном случае для эффективного использования в народном хозяйстве таких автопоездов требуется перестройка всей инфраструктуры грузоперевозок, а также давно назревшие изменения европейских стандартов, регламентирующих технические требования к грузовикам.
Конструкторы "МАЗа" утверждают, что многие идеи, впервые примененные на МАЗ-2000, воплотились в узлах и деталях ныне выпускаемого на конвейере семейства МАЗ-6430 / 5440. Про "Перестройку" не забыли. Говорят, что она на ходу и ее можно "потрогать руками", так что из этой машины еще долго будут извлекать уроки.
Основная идея модульной конструкции, воплощенной в "Перестройке", была не в наращивании мощности мотора в зависимости от массы груза. Она - в прицепах-модулях, имеющих собственные двигатели. Везет, например, машина 20 тонн - у нее один прицеп с одним двигателем, 120 тонн - 6 прицепов с шестью двигателями; и все они работают синхронно. Таким "составом" можно ехать например, от Бреста до Владивостока как обычный поезд, и по дороге на определенных "станциях" - терминалах один "прицеп-вагон" отцеплять, другой - прицеплять. То есть "МАЗ-2000" намного обогнал свое время не только "железом", но и самой идеей грузоперевозок автомобильным транспортом.
"МАЗ-2000" ("Перестройка") был создан в количестве двух единиц и не предназначался для массового производства. Обе "Перестройки" сейчас находятся на территории Минского автозавода, причем одна машина - на ходу. Масса технических идей и решений из этой машины использована при создании нового поколения автомобилей "МАЗ", которое сегодня идет в серийное производство.

За счет устранения «мертвой зоны» между тягачом и полуприцепом удалось увеличить длину платформы и соответственно полезный объем кузова на 5-10 куб. м.
Предполагалось, что за счет использования пяти-шести комбинаций «модульник» сможет заменить десятки обычных стандартных грузовиков, стоявших на производстве Минского автомобильного завода.


Будущее автомобиля с надписью на кузове PERESTROYKA казалось безоблачным. Его создатели получили большую премию, а руководство страны приняло решение о серийном производстве такой автотехники. Планировалось в 1992 году выпустить 1000 модульных автопоездов.
Минчане сразу приступили к делу. Ведь объем работ предстоял большой. В структуре Управления uлавного rонструктора появился крупный отдел по доводке «МАЗ-2000». Была изготовлена еще одна улучшенная модель двухтысячника и построен новый главный корпус (сейчас в нем располагается главный конвейер МАЗа).
Но Советский Союз распался, и все работы прекратились. Не по силам минчанам стало в одиночку создавать автомобиль будущего.

В 1995 году на одном из заводских праздников автопоезд продемонстрировали последний раз, а потом забыли на долгие годы. Мало того, один из экземпляров порезали на металл. А второй стоял на стоянке возле Управления главного конструктора с другими грузовиками Минского автомобильного завода.

Спустя некоторое время, опираясь на опыт «Перестройки», автозаводцы изготовили опытный образец автомобиля МАЗ-5245 с аналогичной кабиной. Но и здесь дело дальше не пошло. (я фото не нашел, видимо и вправду дело не пошло, что даже фото не осталось) А вот французская фирма Renault (в ее экспозиции находился МАЗ-2000 на памятном автосалоне) сумела организовать производство подобных машин, но только в классическом виде. Посмотрите, вроде есть какое-то сходство
Сейчас разработчикам легендарной «Перестройки» больно и обидно говорить об этом.
В 2002 году в Минске в парке им. Горького проходила выставка «Автоэкзотика». Среди ее экспонатов находился и МАЗ-2000. Специально для этого мероприятия на заводе его отреставрировали. И опять, как в молодые годы, он привлекал к себе посетителей – минчан и гостей нашей столицы, в том числе и иностранцев…


____________________________________________________________________________

Вот так вот в 80-х годах конструктора и разработчики поторопились лет так на 50 сразу. :-)
Задумка на самом деле впечатляет. Но чтобы ее исполнить, нужно было полностью менять логистическую систему нашей страны...

9 комментариев:

  1. Как ведущая ось всёже держит хвост...

    ОтветитьУдалить
  2. Кабина и кузов - одно целое. Как я понял мотор именно на оси, и на передней и на задней. Т.е. ось поворачивается вместе с двигателем.

    ОтветитьУдалить
  3. беспонтовая штука маневренность 0 первый снег и эта кишка наделает бед. как дальнобойщик говорю.ей только по рельсам ездить

    ОтветитьУдалить
  4. всю страну подстраивать под ентова монстра резона нет правильно сделали что похерили.Прогрессирующая классика это выход.И вообще по нынешним меркам МАЗ это полное г.... как они там ни бьются над его усовершенствованием

    ОтветитьУдалить
  5. Евгений с ДВ7 мая 2012 г. в 20:22

    какие то романтики с большой прямой дороги придумали.У многотонного грузовика один передок ведущий-хохма.Только по выставкам- пустым ездить. Водила с 32 летним стажем...P/S даже если эл. моторчиков понаставить-одни проблемы будут.Еще РЕНО приплели.Это ж классика с аммортизирующей кабиной

    ОтветитьУдалить
  6. Иван - дальнобой7 мая 2012 г. в 20:31

    6 прицепов 120 тонн в первый поворот не влезет

    ОтветитьУдалить
  7. Иван - дальнобой7 мая 2012 г. в 20:59

    Конструкторы контактировали бы с теми кто действительно долго эксплуатирует их технику много чего подчерпнули бы полезного для усовершенствования. А то ляпы одни и те же тянутся из года в год.От модели к модели.У МАЗов косяков тьма несмотря на вродь как испытания. Вечно сырая машина.С кучей проблем с самого нова.

    ОтветитьУдалить
  8. Евгений с ДВ7 мая 2012 г. в 21:13

    Мы их вообще за технику не считаем.Дерьмо проблемное.У нас в основном американцы и япы.

    ОтветитьУдалить
  9. Согласен с тем что даже нужного метала не используют для производства, о каком можно говорить комфорте???? если человек который создал авто дальше площадки завода не проехал!!! А ведь другие производители приезжают к своим клиентам и подглядывают как водители улучшают свой быт в машине!!!!

    ОтветитьУдалить